ЕВРОАЗИАТСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ

Интервью с ректором

Выбери интересную

программу

Отправь документы

для поступления

оплати

 обучение

приступи к

обучению

В эпоху современных технологий, высоких требований к специалистам разных профессий и интернационализации многих сфер жизни человека, невозможно представить жизнь без качественного образования. Мы решили взять интервью у ректора Евроазиатской богословской семинарии Алексея Леонидовича Горбачева, чтобы обсудить роль богословского образования в жизни современного христианина.

 

 

Алексей Леонидович, начнём с такого вопроса - нужно ли обычному христианину богословское образование?

 

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять что именно мы имеем в виду, произнося фразу «богословское образование». В узком смысле, это глубокое изучение богословия, требующее хорошей языковой, философской и обще-гуманитарной подготовки. В широком смысле под богословским образованием имеют в виду подготовку для христианского служения. Если говорить о последнем, то, конечно, христианину такое образование нужно. И нужно не только тем, кто занимает служительские позиции в  церкви, но и всем, кто хочет вести активную христианскую жизнь.

 

Человеку с активной христианской позицией важно быть приготовленным к тому, чтобы участвовать в исполнении Миссии, которую Христос поручил своей Церкви. Такая подготовка начинается на уровне поместной церкви, а богословские учебные заведения способны помочь общинам организовать на местах более серьезные программы такой подготовки. Такие программы подготовки к служению наша семинария реализует в разных местах, например в городах Дальнего Востока в партнерстве с Северо-восточным союзом или в Москве и в онлайн формате совместно со «Словом Жизни». Обучаются на этих программах и пасторы и лидеры домашних групп, те кто занимаются детским служением и многие другие активные христиане.

 

 

А насколько церкви нужны богословы и богословское образование в узком смысле?

 

Богословское образование в узком смысле призвано готовить людей, способных к богословскому мышлению. Сегодня, когда мир стремительно меняется и христианство сталкивается со многими новыми вызовами, богословие нужно не только для воспроизводства традиции, но и для  осмысления современных и потенциальных реалий мира из рамки Божьего замысла о мире.

 

Христианство ведь не только про прошлое. Христианство имеет эсхатологическую устремленность и, поэтому, оно про будущее — про будущее мира, как его задумал Творец нашего мира. Сегодня идёт борьба за будущее между разными силами, которые хотят отформатировать будущее под себя. В такой ситуации Церкви очень нужны богословы, разбирающиеся не только в истории цивилизаций, церковных традициях и философско-богословской методологии, но и способные видеть фронтьеры и проблемы развития человечества. Такие богословы должны из глубины христианской традиции и с позиции Божьего Замысла обсуждать настоящее и ближайшее будущее нашего мира.

 

На сколько в церквях осознают нужду в таких богословах — это хороший вопрос. Я вижу, что в нашей стране на уровне евангельских поместных церквей и ассоциаций пока не особо думают о необходимости таких людей. Среди протестантов в девяностые были проекты развития такого богословского образования, но оказалось, что запроса в церковных структурах на такое образование не было. Думаю тогда евангельское сообщество в нашей стране было просто не готово к такому масштабу мышления и действия. Лично мое мнение такое — если таких богословов нет в церкви, то не кому сформулировать ответы на серьёзнейшие вопросы, стоящие перед церковью в современном мире, поэтому такие люди нужны. В христианских традициях, существующих не один век, есть понимание важности такой богословской работы и подготовки соответствующих кадров.

 

 

А какие серьёзные вопросы стоят перед современной церковью?

 

Их много, так как мы с вами живем во время эпохальных изменений. Человечество наполнило землю и стало владычествовать на ней, но делает это очень хищнически, поэтому вопрос заботы о мире как о Творении очень актуален и с богословской точки зрения. Традиционный земледельческий уклад жизни для все большего количества людей меняется на жизнь мегаполисов, а церковь все еще не очень знает как ей жить в ритме мегаполиса. Много есть вопросов связанных с био- и инфо- технологиями, а также в целом вопрос о месте технологий и информационного мира в Божьем Замысле о мире. Например, один из серьезнейших вопросов — это границы человеческого. Человек с кибернетическими конечностями — это еще человек? А тот у кого за счет био-кибернетических технологий серьезно изменен функционал организма? Еще ряд вопросов — это расширение вариативности полов человеческого организма, и связанные с этим вопросы семьи и брака, вопросы ЭКО. Все эти вопросы важны для христианской социальности — каково место в христианских общинах таких «модифицированных» медицинскими и кибернетическмими технологиями людей.

 

 

Что вы скажете христианам, считающим, что богословское образование не нужно, так как есть обещание Иисуса: «Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит и напомнит вам всё, что Я говорил» (Ин 14:23) и ещё сказано «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин 2:27).

 

По первому месту из Евангелия от Иоанна хочется таких людей спросить — вы всё получаете напрямую от Духа Святого или вам многое Бог дает опосредованно, через других людей? Если вы относитесь к тому большинству христиан, кто не самостоятельно «изобретают все велосипеды», то почему бы не использовать мудрость учителей, о которых пишет ап. Павел в 4 главе Послания к Ефесянам? Богословское образование, ориентированное на запросы поместных общин, является одним из способов воплощения учительского служения, упомянутого в Еф 4:11. Что касается текста в 1Ин 2:27, то это же риторический приём, который апостол Иоанн использует после того как сам преподаёт им важный урок про заблуждение, и тех, кто вводит в заблуждение (1Ин 2:26).

 

Разговор о помазании и обучении для меня хорошо иллюстрируется образом двух ног у человека. Нужна нам левая нога если есть правая? На одной ноге можно передвигаться, но посмотрите сколько разных перекосов в христианстве, представители которых убежденно заявляют, что их так Дух Святой научил действовать? Богословское образование помогает обрести критерии здравости и научиться толковать Писание не как «бог на душу положит», а исходя из определенной христианской традиции. Также образование расширяет взгляд верующего человека, чтобы он смотрел не толь в рамках жизни своей общины, но видел более широко больший христианский мир и понимал что Бог делает среди других христиан, а так же понимал какие вопросы стоят перед современной церковью глобально.

 

Говоря о необходимости образования важно подчеркнуть, что нужно не только образование, нужна Божья благодать и действие Его Духа. Он даёт дары для служения. Он «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Учитель — это один из даров, которые должны снарядить, подготовить верующего к служению. Поэтому нужны учителя, нужно и богословское образование.

 

 

Алексей Леонидович, спасибо вам за содержательные ответы.

 

Интервью брала Надежда Неверова, г. Хабаровск

 

Источник: сайт РОСХВЕ(п).

«Насущность богословского образования растёт»

Поступи

в Семинарию

прямо сейчас

© 2022 Религиозная организация - духовная образовательная организация дополнительного профессионального образования христиан веры евангельской (пятидесятников) Евроазиатская богословская семинария